Древесная вагонка пользуются заслуженным спросом у владельцев пригородных домов. Однако мельчайшие нарушения монтажа и эксплуатации приводят к деформации покрытия. Вагонку ведет, пучит… И, если разошлась вагонка, что делать?
Разберемся в причинах деформации и возможностях ликвидации недостатков своими руками.
Вагонка из дерева не отличаются однородностью, потому проявление свойств зависит от направления сил. К примеру, влажность из воздуха впитывается лучше поперек ствола, выводится же- вдоль. Это обеспечивает достаточную вентиляцию сруба, но мешает просушке вагонки.
Основаниями проявления изъянов могут служить последующие причины:
- Отсутствие зазоров. При естественных циклах расширения/ ссыхания, древесную породу вспучит.
- Сорт древесной породы. К примеру, тополевые, березовая вагонка деформируются чаще, чем осина или липа.
- Точка распила. Заготовки выпиливаются из различных участков ствола, что оказывает влияние на способность отвода воды, скорость просушки. При тангенциальном распиле вагонка расширяется на 9-15%, при круговом- менее, чем на 7%.
- Степень просушки. Чем выше влажность вагонки при монтаже, тем скорее её «поведет».
Видов деформации плашек не так уж много: ссыхание с расхождением по швам, выкручивание, растрескивание, вздутие. Но даже подобные малочисленные недостатки могут свести все усилия владельца к нулю.
Данная деформация имеет вид волны из вагонки, при этом обычно поближе к центру либо у самой стенки. Решение кроется в поиске причины – без удаления провоцирующего фактора заменять плашки неэффективно, т.к. их опять вздует.
Вот несколько обстоятельств вздутия деталей:
- Недостаток вентиляции. Древесная порода начнет проявлять реакцию на небольшие увеличения влажности среды, а вот просушенная владеет ресурса для набора некоторого количества воды без изменения стабильности формы.
- Слишком надежное крепление плашек. И здесь есть изюминка: вкручивая метизы до упора, пользователь не дает ламелям хода на расширение, да и неплотная подгонка будет мешать монтажу. Конкретно потому лучше садить плашки на кляймеры – остается припас хода при расширениях древесной породы и крепежи не вырвет.
- За обшивкой накопилось много воды. Подобное почаще случается на дачах, в летних неотапливаемых домиках. Отсутствие 2-3 слоев гидроизоляции и иные причины приводят к скоплению конденсата. Для решения вопроса придется заделывать крышу.
Совет! Отсутствие вентиляции также приводит к вспучиванию древесной породы. Необходимо оставить маленькое пространство между кровельным пирогом и дощатым потолком – это облегчит задачу отведения влажного воздуха и просушки плашек.
Причиной появления трещин на вагонке может быть нарушение целостности плашки. Растрескивание произошло внутри плашки, а при использования внутренний недостаток вылез наружу..
Нехорошие крепежи. И опять возвращается к тому, что при наружной отделке лучше применять гвозди, шурупы. Не вкручивая последние «намертво».
Важно! Одной из основных причин проявления изъянов облицовки – дефицитность просушки материала. Использование такой вагонки может привести к деформации покрытия.
Также отметим: ремонтные работы вагонкой проводится только в случае пригодности ламелей для следующего использования. Если плашки совсем разбухли, растрескались либо вывернулись – их не используют повторно. Всё это можно определить на глаз: оглядеть вагонку, снять, оценить степень влажности, провести проверку на очаги рыхлости, гнилости.
Совет! При мельчайших сомнениях о необходимости использования частей вагонки элементы лучше поменять.
Как поступить и что делать если рассохлась вагонка на потолке? Рассмотреть варианты ликвидации изъянов и применить один из методов:
Приобрести жесткое масло для древесной породы. Обычно, в составе есть льняное натуральное масло, канифоль, скипидар. Подобные консистенции почаще применяются для обновления напольного покрытия, но подходят и для потолка, если размер щели менее 2-4 мм. Средством необходимо пройтись по всем щелям, аккуратненько замазывая, убирая избытки. Так заделываются пустоты, а также предупреждается их предстоящее возникновение/расширение.
Если щели большие, понадобится шпаклевка по дереву. Покупается состав конкретно для потолочной вагонки подходящего сорта. Шпаклевку наносить на пустоты, вдавливая в щели и разравнивая шпателем. После высыхания появляется уплотненная, но гибкая масса, которая не ограничивает естественные движения древесной породы. Поверхность после подсушки состава ошкурить, зашлифовать и затонировать краской, лаком.
Совет! Тонировку нужно подбирать в цвет главного дощатого покрытия.
Зная, как выровнять деформированную вагонку, не составит труда обновить покрытие с минимальными недостатками. Однако если вспучило либо вывернуло больше трети от всей поверхности облицовки, при всем этом вентиляция, защитный пирог не вызывают нареканий, то дело в нехорошем качестве материала. В данном случае мастера рекомендуют снимать плашки и поменять их на новые. И очередной совет: шпаклевать дощатый настил можно только в помещениях с обычной плюсовой температурой. При низких показателях градусника шпаклевка рассыхается и крошится – щели останутся. В данном случае поможет своими руками приготовленный состав из ПВА, древесной стружки (её снять с вагонки). Смешать все до смеси густой сметаны и промазать щели. Этот состав обладает свойствами сохранения «жизнеспособности» при низких температурах и позволяет окончательно решить проблему выравнивания вагонки, если она рассохлась. Также можно использовать лак для древесной пород он стремительно полимеризуется, зато идеально затягивает даже щели большого размера.