Рассказываем об архитектурных особенностях станций столичной подземки, которые были открыты для пассажиров в 2023 году
Все открытия станций метро, запланированные на текущий год, состоялись, рассказали «РБК-Недвижимости» в пресс-службе столичного Стройкомплекса. 1 марта запущено движение по всей Большой кольцевой, 6 сентября открыт участок Солнцевской линии метро до станции «Аэропорт Внуково», 7 сентября открыт участок Люблинско-Дмитровской линии метро до станции «Физтех».
Рассказываем об архитектурных особенностях новых станций.
Станции БКЛ
Большая кольцевая линия была открыта 1 марта 2023 года. Здесь запустили движение на девяти станциях: «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Каширская», «Варшавская».
«Нагатинский Затон»
В основу концепции станции «Нагатинский Затон» лег речной залив с его обитателями, рассказал главный архитектор бюро za bor (автор проекта) Арсений Борисенко. Он отметил, что вестибюли станции украшают огромные мозаики с рыбами, создать которые авторам помогли ихтиологи.
Платформа станции «Нагатинский Затон»
Наземный павильон станции украшает золотистый чешуйчатый потолок, который переливается благодаря свету из окон. Он логически связывает подземные мозаики и наземный вход. Конструкция состоит из металлических ламелей, к которым прикрепили «чешуйки» из латуни.
Вестибюль станции «Нагатинский Затон»
На потолках перронных залов и на сводах эскалаторных тоннелей установлены белые алюминиевые панели. Полы на станции «Нагатинский Затон» оформлены гранитом, а в облицовки стен использован белый мрамор.
Платформа станции «Нагатинский Затон»
«Кленовый бульвар»
Концепция станции «Кленовый бульвар» связана с архитектурным ландшафтом вокруг. Рядом расположен деревянный дворец царя Алексея Михайловича — кладезь образов культурного кода не только своего места, но и нашего этноса в целом, отметила автор проекта, архитектор бюро Osetskaya.Salov Татьяна Осецкая. По ее словам, именно эти коды отражены в пластике павильонов станции.
Вход в метро «Кленовый бульвар»
Второй по масштабности ключ территории — Дьяково городище. Там находят следы уникальной сетчатой керамики — особого способа нанесения рисунка точками по мокрой глине, отметила архитектор. Она уточнила, что этот художественный образ лежит в основе принципов рисунка узоров, которыми покрыты разные части стен станции.
Эскалаторы станции «Кленовый бульвар»
У пассажира должно складываться и общее восприятие станции при транзитном движении. По словам Осецкой, это был «заранее запрограммированный эстетический маршрут, где есть паузы и акценты». Один из акцентов определили сами посетители — это лавочки в виде камней, добавляет она.
Вестибюль станции «Нагатинский Затон»
«Марьина Роща»
Особенность станции «Марьина Роща» — самый длинный эскалатор в московского метро. Его длина составляет 130 м. До этого первенство было у «Парка Победы» с длиной эскалатора 127 м.
Платформа станции «Марьина Роща»
Изначально станцию планировали назвать «Шереметьевская», так как она находится на Шереметьевской улице и недалеко от усадьбы Останкино, которой владел граф Шереметев. Поэтому авторы концепции станции — бюро AI Architects — посвятили дизайн эстетике фарфора.
Вестибюль станции «Марьина Роща»
На платформе стоят колонны, выполненные в виде массивных фарфоровых чайников. Вестибюль украшают объемные шары диаметром 2,5 м. Стены станции имеют панорамное остекление.
Вестибюль станции «Марьина Роща»
«Рижская»
Дизайн станции «Рижская» был выбран по итогам международного архитектурного конкурса. Автором проекта стало архитектурное бюро Blank Architects. Главная характеристика «Рижской» — 16 стальных арок.
Платформа станции «Рижская»
Их украшает подсветка, а высота составляет 4 м. Одной из особенностей «Рижской» является цифровое панно, которое также имеет форму арки. На нем пассажиры могут посмотреть время.
Платформа станция «Рижская»
Завершает общую композицию свод над путями и путевая стена без облицовки, на которой разместили название станции и схемы линии. В центральном зале установлены скамейки для отдыха.
Эскалатор станции «Рижская»
«Сокольники»
Дизайн «Сокольников» посвящен строительству первых станций столичной подземки. Выбор концепции не случаен. Станция «Сокольники» красной ветки была открыта в 1935 году в составе первого пускового участка метро. Таким образом, новая станция БКЛ объединяет историю с современным этапом метростроения.
Вестибюль станции «Сокольники»
Стены в вестибюлях станции украшают изображения, стилизованные под фотографии и плакаты 1940–1950-х годов, а также символику московского метро того времени.
Вестибюль станции «Сокольники»
На потолках установлены светоотражающие панели, на которых изображены фрагменты советских плакатов. Они выполнены в стиле художников-авангардистов, среди которых Казимир Малевич и Владимир Татлин.
Вестибюль станции «Сокольники»
«Текстильщики»
Дизайн станции «Текстильщики» утвердили не сразу. В 2018 году Архсовет отправил концепцию «Ленметрогипротранса» на доработку, рекомендовав сделать станцию скромнее и сдержаннее. Авторы замечания учли.
Платформа станции «Текстильщики»
Вестибюль станции выполнен в серо-белых оттенках из керамогранита и натурального камня. Главным декоративным элементом стал двухуровневый потолок, который напоминает ткацкий станок. Это отсылка к названию станции.
Платформа станции «Текстильщики»
Другой декоративный элемент, который украшает станцию, — голубая подсветка. Наземные павильоны собраны из разных объемов — полукруга, прямоугольника и квадрата. Часть из них имеет панорамные окна.
Платформа станции «Текстильщики»
«Печатники»
«Печатники» сочетают в себе черные и белые оттенки — гранит светлых и темных тонов. Стены и потолок здесь из монохромных алюминиевых панелей.
Платформа станции «Печатники»
Колонны у эскалаторов сделаны в форме двух букв П — отсылка к заглавной букве названия станции. Одна из этих букв перевернута. По задумке архитекторов, она напоминает, что станционный комплекс состоит из двух частей — наземной и подземной.
Платформа станции «Печатники»
«Каширская» и «Варшавская»
Обе станции входили в состав Каховской линии, но в 2019 году были закрыты на реконструкцию для включения в состав БКЛ. Главной их концепцией стало сохранение исторического облика. На «Каширской» во время реконструкции отреставрировали исторические декоративные панно «Жизнь страны».
Платформа станции «Каширская»
При реконструкции «Варшавской» появилось архитектурное освещение. В подвесной потолок на платформе были встроены светодиодные панели. Стены в вестибюле выполнены из светлого мрамора, а колонны — из черного габбро.
Платформа станции «Варшавская»
Солнцевская линия
6 сентября мэр Москвы Сергей Собянин запустил две новые станции Солнцевской линии столичного метрополитена — «Аэропорт Внуково» и «Пыхтино». Длина открытого участка от «Рассказовки» до «Аэропорта Внуково», завершившего строительство этой ветки, составляет 4,9 км. Общая протяженность ветки теперь составляет 25 км.
«Аэропорт Внуково»
«Аэропорт Внуково» — первая станция метро в стране, которая интегрирована с воздушной гаванью. Через подземный переход станция имеет выходы в терминал А аэропорта, подземный терминал аэроэкспресса, на привокзальную площадь и к 1-й Рейсовой улице.
Платформа станции «Аэропорт Внуково»
Концепция оформления станции посвящена гражданским самолетам конструкторского бюро Туполева, имя которого носит аэропорт. Стены здесь украшает композиция «Гражданские самолеты КБ Туполева и их создатели»,
Платформа станции «Аэропорт Внуково»
Вестибюли выполнены в серых и синих оттенках. Потолки украшают треугольные светильники, которые напоминают самолеты.
Платформа станции «Аэропорт Внуково»
«Пыхтино»
Из-за сложного рельефа местности особенностью «Пыхтино» являются разные путевые стены. Первая стена глухая, как на большинстве станций подземки, а вторая — с панорамным остеклением.
Вестибюль станции «Пыхтино»
Дизайн «Пыхтино» посвящен истории авиации, так как рядом со станцией находятся улицы Летчика Грицевца, Летчика Ульянина и Авиаконструктора Петлякова. На стенах изображены отечественные самолеты разных времен.
Вестибюль станции «Пыхтино»
Они расположены в хронологическом порядке — от самых ранних летательных аппаратов до современных реактивных самолетов. Световые конструкции на потолке выполнены в виде цилиндров-турбин, а над эскалатором — модель самолета Ту-144.
Вестибюль станции «Пыхтино»
Люблинско-Дмитровская линия
После ввода участка «Селигерская» — «Физтех» в составе Люблинско-Дмитровской линии метро работает 26 станций, а ее эксплуатационная длина превысила 43 км. Таким образом, она стала второй по протяженности среди радиальных линий Московского метрополитена после Арбатско-Покровской. Вместе с метро после реконструкции открылся новый московский городской вокзал Лианозово Московского центрального диаметра (МЦД-1).
«Яхромская»
Основная идея станции «Яхромская» — создание выставочного зала эпохи СССР. По задумке автора, народного художника России Александра Рукавишникова, оформление платформы имеет асимметричное красно-белое цветовое решение.
Платформа станции «Яхромская»
Главной особенностью «Яхромской» стало панно, посвященное празднованию 800-летия Москвы в 1947 году. Площадь композиции составляет 815 «квадратов». Она развернута на всю длину платформы. Противоположная путевая стена выполнена в ярком красном цвете.
Платформа станции «Яхромская»
Потолки станции украшены ромбическими элементами со встроенными светильниками. Они повторяют декор луковиц-куполов храма Василия Блаженного.
Платформа станции «Яхромская»
«Лианозово»
Дизайн станции «Лианозово» выполнили в сдержанных тонах. Здесь преобладают темно-серый и бежевый цвета. Однако вестибюль станции салатовый — под цвет этой линии на карте метрополитена.
Вход в метро «Лианозово»
Колонны, потолок и путевые стены облицованы металлическими панелями, пол — полированными плитами из светло-серого гранита и габбро-диабаза. Станцию украшают вытянутые светильники, которые создают необычную композицию, отражаясь в поверхности пола.
Платформа станции «Лианозово»
«Физтех»
Авторы концепции станции «Физтех» взяли за основу научную тематику. Рядом с объектом находится Московский физико-технический институт. Раньше его сотрудникам и студентам приходилось добираться до вуза на автобусах, теперь они могут пользоваться новой станцией.
Вход в станцию метро «Физтех»
У станции «Физтех» два наземных вестибюля. Южный входной павильон обрамляют колонны в форме факелов, между которыми выполнено витражное остекление. Внешняя облицовка фасада вестибюля выполнена из натурального камня темного цвета, выгодно оттеняющего белоснежные конусы.
Вход в станцию метро «Физтех»
Архитектурное решение всей станции строится вокруг конусообразных расширяющихся к верху фигур. Они похожи на факелы — символа знаний и просвещения.