Новости

Самолеты, рыбы и фарфор: как выглядят новые станции метро в Москве

samolety ryby i farfor kak vygljadjat novye stancii metro v moskve f5c02bd.jpg

Рассказываем об архитектурных особенностях станций столичной подземки, которые были открыты для пассажиров в 2023 году Фото: Shutterstock Фото: Shutterstock

Все открытия станций метро, запланированные на текущий год, состоялись, рассказали «РБК-Недвижимости» в пресс-службе столичного Стройкомплекса. 1 марта запущено движение по всей Большой кольцевой, 6 сентября открыт участок Солнцевской линии метро до станции «Аэропорт Внуково», 7 сентября открыт участок Люблинско-Дмитровской линии метро до станции «Физтех».

Рассказываем об архитектурных особенностях новых станций.

Станции БКЛ

Большая кольцевая линия была открыта 1 марта 2023 года. Здесь запустили движение на девяти станциях: «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Каширская», «Варшавская».

«Нагатинский Затон»

В основу концепции станции «Нагатинский Затон» лег речной залив с его обитателями, рассказал главный архитектор бюро za bor (автор проекта) Арсений Борисенко. Он отметил, что вестибюли станции украшают огромные мозаики с рыбами, создать которые авторам помогли ихтиологи.

Платформа станции «Нагатинский Затон» Платформа станции «Нагатинский Затон» (Фото: zabor.net)

Наземный павильон станции украшает золотистый чешуйчатый потолок, который переливается благодаря свету из окон. Он логически связывает подземные мозаики и наземный вход. Конструкция состоит из металлических ламелей, к которым прикрепили «чешуйки» из латуни.

Вестибюль станции «Нагатинский Затон» Вестибюль станции «Нагатинский Затон» (Фото: zabor.net)

На потолках перронных залов и на сводах эскалаторных тоннелей установлены белые алюминиевые панели. Полы на станции «Нагатинский Затон» оформлены гранитом, а в облицовки стен использован белый мрамор.

Платформа станции «Нагатинский Затон» Платформа станции «Нагатинский Затон» (Фото: zabor.net)

«Кленовый бульвар»

Концепция станции «Кленовый бульвар» связана с архитектурным ландшафтом вокруг. Рядом расположен деревянный дворец царя Алексея Михайловича — кладезь образов культурного кода не только своего места, но и нашего этноса в целом, отметила автор проекта, архитектор бюро Osetskaya.Salov Татьяна Осецкая. По ее словам, именно эти коды отражены в пластике павильонов станции.

Вход в метро «Кленовый бульвар» Вход в метро «Кленовый бульвар» (Фото: stroi.mos.ru)

Второй по масштабности ключ территории — Дьяково городище. Там находят следы уникальной сетчатой керамики — особого способа нанесения рисунка точками по мокрой глине, отметила архитектор. Она уточнила, что этот художественный образ лежит в основе принципов рисунка узоров, которыми покрыты разные части стен станции.

Эскалаторы станции «Кленовый бульвар» Эскалаторы станции «Кленовый бульвар» (Фото: ARCHSLON)

У пассажира должно складываться и общее восприятие станции при транзитном движении. По словам Осецкой, это был «заранее запрограммированный эстетический маршрут, где есть паузы и акценты». Один из акцентов определили сами посетители — это лавочки в виде камней, добавляет она.

Вестибюль станции «Нагатинский Затон» Вестибюль станции «Нагатинский Затон» (Фото: ARCHSLON)

«Марьина Роща»

Особенность станции «Марьина Роща» — самый длинный эскалатор в московского метро. Его длина составляет 130 м. До этого первенство было у «Парка Победы» с длиной эскалатора 127 м.

Платформа станции «Марьина Роща» Платформа станции «Марьина Роща» (Фото: mos.ru)

Изначально станцию планировали назвать «Шереметьевская», так как она находится на Шереметьевской улице и недалеко от усадьбы Останкино, которой владел граф Шереметев. Поэтому авторы концепции станции — бюро AI Architects — посвятили дизайн эстетике фарфора.

Вестибюль станции «Марьина Роща» Вестибюль станции «Марьина Роща» (Фото: mos.ru)

На платформе стоят колонны, выполненные в виде массивных фарфоровых чайников. Вестибюль украшают объемные шары диаметром 2,5 м. Стены станции имеют панорамное остекление.

Вестибюль станции «Марьина Роща» Вестибюль станции «Марьина Роща» (Фото: stroi.mos.ru)

«Рижская»

Дизайн станции «Рижская» был выбран по итогам международного архитектурного конкурса. Автором проекта стало архитектурное бюро Blank Architects. Главная характеристика «Рижской» — 16 стальных арок.

Платформа станции «Рижская»   Платформа станции «Рижская»

Их украшает подсветка, а высота составляет 4 м. Одной из особенностей «Рижской» является цифровое панно, которое также имеет форму арки. На нем пассажиры могут посмотреть время.

Платформа станция «Рижская» Платформа станция «Рижская» (Фото: Владимир Гердо/ТАСС)

Завершает общую композицию свод над путями и путевая стена без облицовки, на которой разместили название станции и схемы линии. В центральном зале установлены скамейки для отдыха.

Эскалатор станции «Рижская» Эскалатор станции «Рижская» (Фото: Владимир Гердо/ТАСС)

«Сокольники»

Дизайн «Сокольников» посвящен строительству первых станций столичной подземки. Выбор концепции не случаен. Станция «Сокольники» красной ветки была открыта в 1935 году в составе первого пускового участка метро. Таким образом, новая станция БКЛ объединяет историю с современным этапом метростроения.

Вестибюль станции «Сокольники» Вестибюль станции «Сокольники» (Фото: Александр Щербак/ТАСС)

Стены в вестибюлях станции украшают изображения, стилизованные под фотографии и плакаты 1940–1950-х годов, а также символику московского метро того времени.

Вестибюль станции «Сокольники» Вестибюль станции «Сокольники» (Фото: Александр Щербак / ТАСС)

На потолках установлены светоотражающие панели, на которых изображены фрагменты советских плакатов. Они выполнены в стиле художников-авангардистов, среди которых Казимир Малевич и Владимир Татлин.

Вестибюль станции «Сокольники» Вестибюль станции «Сокольники» (Фото: Александр Щербак/ТАСС)

«Текстильщики»

Дизайн станции «Текстильщики» утвердили не сразу. В 2018 году Архсовет отправил концепцию «Ленметрогипротранса» на доработку, рекомендовав сделать станцию скромнее и сдержаннее. Авторы замечания учли.

Платформа станции «Текстильщики» Платформа станции «Текстильщики» (Фото: Александр Щербак / ТАСС)

Вестибюль станции выполнен в серо-белых оттенках из керамогранита и натурального камня. Главным декоративным элементом стал двухуровневый потолок, который напоминает ткацкий станок. Это отсылка к названию станции.

Платформа станции «Текстильщики» Платформа станции «Текстильщики» (Фото: stroi.mos.ru)

Другой декоративный элемент, который украшает станцию, — голубая подсветка. Наземные павильоны собраны из разных объемов — полукруга, прямоугольника и квадрата. Часть из них имеет панорамные окна.

Платформа станции «Текстильщики» Платформа станции «Текстильщики» (Фото: stroi.mos.ru)

«Печатники»

«Печатники» сочетают в себе черные и белые оттенки — гранит светлых и темных тонов. Стены и потолок здесь из монохромных алюминиевых панелей.

Платформа станции «Печатники» Платформа станции «Печатники» (Фото: stroi.mos.ru)

Колонны у эскалаторов сделаны в форме двух букв П — отсылка к заглавной букве названия станции. Одна из этих букв перевернута. По задумке архитекторов, она напоминает, что станционный комплекс состоит из двух частей — наземной и подземной.

Платформа станции «Печатники» Платформа станции «Печатники» (Фото: stroi.mos.ru)

«Каширская» и «Варшавская»

Обе станции входили в состав Каховской линии, но в 2019 году были закрыты на реконструкцию для включения в состав БКЛ. Главной их концепцией стало сохранение исторического облика. На «Каширской» во время реконструкции отреставрировали исторические декоративные панно «Жизнь страны».

Платформа станции «Каширская» Платформа станции «Каширская» (Фото: stroi.mos.ru)

При реконструкции «Варшавской» появилось архитектурное освещение. В подвесной потолок на платформе были встроены светодиодные панели. Стены в вестибюле выполнены из светлого мрамора, а колонны — из черного габбро.

Платформа станции «Варшавская» Платформа станции «Варшавская» (Фото: stroi.mos.ru)

Солнцевская линия

6 сентября мэр Москвы Сергей Собянин запустил две новые станции Солнцевской линии столичного метрополитена — «Аэропорт Внуково» и «Пыхтино». Длина открытого участка от «Рассказовки» до «Аэропорта Внуково», завершившего строительство этой ветки, составляет 4,9 км. Общая протяженность ветки теперь составляет 25 км.

«Аэропорт Внуково»

«Аэропорт Внуково» — первая станция метро в стране, которая интегрирована с воздушной гаванью. Через подземный переход станция имеет выходы в терминал А аэропорта, подземный терминал аэроэкспресса, на привокзальную площадь и к 1-й Рейсовой улице.

Платформа станции «Аэропорт Внуково» Платформа станции «Аэропорт Внуково» (Фото: stroi.mos.ru)

Концепция оформления станции посвящена гражданским самолетам конструкторского бюро Туполева, имя которого носит аэропорт. Стены здесь украшает композиция «Гражданские самолеты КБ Туполева и их создатели»,

Платформа станции «Аэропорт Внуково» Платформа станции «Аэропорт Внуково» (Фото: stroi.mos.ru)

Вестибюли выполнены в серых и синих оттенках. Потолки украшают треугольные светильники, которые напоминают самолеты.

Платформа станции «Аэропорт Внуково» Платформа станции «Аэропорт Внуково» (Фото: Александр Щербак / ТАСС)

«Пыхтино»

Из-за сложного рельефа местности особенностью «Пыхтино» являются разные путевые стены. Первая стена глухая, как на большинстве станций подземки, а вторая — с панорамным остеклением.

Вестибюль станции «Пыхтино» Вестибюль станции «Пыхтино» (Фото: Александр Щербак / ТАСС)

Дизайн «Пыхтино» посвящен истории авиации, так как рядом со станцией находятся улицы Летчика Грицевца, Летчика Ульянина и Авиаконструктора Петлякова. На стенах изображены отечественные самолеты разных времен.

Вестибюль станции «Пыхтино» Вестибюль станции «Пыхтино» (Фото: Александр Щербак / ТАСС)

Они расположены в хронологическом порядке — от самых ранних летательных аппаратов до современных реактивных самолетов. Световые конструкции на потолке выполнены в виде цилиндров-турбин, а над эскалатором — модель самолета Ту-144.

Вестибюль станции «Пыхтино» Вестибюль станции «Пыхтино» (Фото: Александр Щербак / ТАСС)

Люблинско-Дмитровская линия

После ввода участка «Селигерская» — «Физтех» в составе Люблинско-Дмитровской линии метро работает 26 станций, а ее эксплуатационная длина превысила 43 км. Таким образом, она стала второй по протяженности среди радиальных линий Московского метрополитена после Арбатско-Покровской. Вместе с метро после реконструкции открылся новый московский городской вокзал Лианозово Московского центрального диаметра (МЦД-1).

«Яхромская»

Основная идея станции «Яхромская» — создание выставочного зала эпохи СССР. По задумке автора, народного художника России Александра Рукавишникова, оформление платформы имеет асимметричное красно-белое цветовое решение.

Платформа станции «Яхромская» Платформа станции «Яхромская» (Фото: stroi.mos.ru)

Главной особенностью «Яхромской» стало панно, посвященное празднованию 800-летия Москвы в 1947 году. Площадь композиции составляет 815 «квадратов». Она развернута на всю длину платформы. Противоположная путевая стена выполнена в ярком красном цвете.

Платформа станции «Яхромская» Платформа станции «Яхромская» (Фото: stroi.mos.ru)

Потолки станции украшены ромбическими элементами со встроенными светильниками. Они повторяют декор луковиц-куполов храма Василия Блаженного.

Платформа станции «Яхромская» Платформа станции «Яхромская» (Фото: stroi.mos.ru)

«Лианозово»

Дизайн станции «Лианозово» выполнили в сдержанных тонах. Здесь преобладают темно-серый и бежевый цвета. Однако вестибюль станции салатовый — под цвет этой линии на карте метрополитена.

Вход в метро «Лианозово» Вход в метро «Лианозово» (Фото: stroi.mos.ru)

Колонны, потолок и путевые стены облицованы металлическими панелями, пол — полированными плитами из светло-серого гранита и габбро-диабаза. Станцию украшают вытянутые светильники, которые создают необычную композицию, отражаясь в поверхности пола.

Платформа станции «Лианозово» Платформа станции «Лианозово» (Фото: stroi.mos.ru)

«Физтех»

Авторы концепции станции «Физтех» взяли за основу научную тематику. Рядом с объектом находится Московский физико-технический институт. Раньше его сотрудникам и студентам приходилось добираться до вуза на автобусах, теперь они могут пользоваться новой станцией.

Вход в станцию метро «Физтех» Вход в станцию метро «Физтех» (Фото: stroi.mos.ru)

У станции «Физтех» два наземных вестибюля. Южный входной павильон обрамляют колонны в форме факелов, между которыми выполнено витражное остекление. Внешняя облицовка фасада вестибюля выполнена из натурального камня темного цвета, выгодно оттеняющего белоснежные конусы.

Вход в станцию метро «Физтех» Вход в станцию метро «Физтех» (Фото: stroi.mos.ru)

Архитектурное решение всей станции строится вокруг конусообразных расширяющихся к верху фигур. Они похожи на факелы — символа знаний и просвещения.

Фото: Александр Щербак / ТАСС Фото: Александр Щербак / ТАСС

Добавить комментарий